Акции

Скидка при оплате авансом
Оплатите 4 бутыли воды по специальной цене и получите помпу в подарок
Оплатите 15 бутылей воды по специальной цене и получите кулер в подарок

Вятский Увал

28  августа  2015
8061
Есть в Марий Эл удивительный уголок, где в одном месте сошлись и высокие, поросшие сказочными елями холмы, и просторные зеленые долины, и глубокие, тянущиеся на многие километры овраги – целый потаенный мир со своей флорой и фауной, окруженный к тому же древними преданиями. А еще там бьют из-под земли прозрачные родники, струятся средь дубовых, березовых рощ, густых можжевеловых зарослей быстрые реки. И все это – горы, леса, равнины, овраги, реки, родники – на относительно небольшом по площади "пятачке".

Вятский Увал – образовавшаяся в глубокой древности холмистая возвышенность - расположен на северо-востоке республики. Со склонов увала во все стороны серебристыми лентами стекает множество рек и ручьев, питают их родники с чистейшей студеной водой.

Нолькинский камень

Одно из удивительных мест увала - урочище "Нолькинский камень", которое представляет собой огромный, тянущийся на многие километры, глубокий овраг.

Сам вид оврага впечатляет: когда стоишь внизу, над головой нависают поросшие лесом крутые каменистые склоны, между которыми скрываются зеленеющие долины. Вокруг в изобилии бьют родники с кристально-чистой ледяной водой. По поверью, вода каждого из них имеет "индивидуальные" добавки, которые помогают излечивать различные болезни.

В урочище сформировался уникальный микроклимат: здесь встречаются редкие, занесенные в Красную книгу растения – орхидея калипсо, дикая лилия – царские кудри, уникальные виды папоротников. Встречается здесь и легендарная северная орхидея – венерин башмачок, который в древности называли "амулетом амазонок".

Но не только природными красотами славится этот уголок. Главная и самая известная "изюминка" урочища - старинные подземные каменоломни, в которых много лет назад добывали жерновой камень. Ходы некоторых из них вгрызаются в толщу каменной горы на расстояние до 300 метров! Даже самым жарким летом в пещерах можно обнаружить удивительные по красоте и размерам ледяные сталактиты и сталагмиты.

Тайны реликтовых рощ

Заповедными островками возвышаются священные рощи – кюсото, которых насчитывается здесь несколько десятков. Марийцы, почитающие их как храмы, проводят здесь свои традиционные религиозные обряды, пришедшие от далеких предков. В этих рощах запрещены любые вырубки: ведь каждое дерево здесь – обитель духа. Впрочем, не только религия, но и наука встает на защиту природы здешних мест, ведь по предположениям специалистов-экологов, кюсото – это дошедшие до наших времен остатки реликтовых лесов, в которых можно отыскать неизвестные науке образчики древней флоры.

По преданиям некоторые из этих рощ – обиталища "светлых" богов и духов. Суеверия – скажете вы, но недаром говорят в народе – нет дыма без огня! В переводе на язык XXI века духи – это не до конца изученные виды энергии и проявление скрытых природных сил. Вот и в этих реликтовых рощах наблюдаются удивительные магнитные аномалии – стрелка компаса ни с того ни с чего вдруг начинает скакать, отклоняясь градусов на 10-15. Встречаются даже места, где она и вовсе бешено вращается…

"Геологический музей"

Еще одна достопримечательность Вятского Увала – гигантский Памашъяльский овраг – глубочайший в нашей республике (высота склонов местами приближается к ста метрам). Его отвесные стены, словно в геологическом музее, открывают взору срез горных пород, которые накапливались слой за слоем с юрского периода.

Легенды Овды-корем

Еще один знаменитый овраг – Овда-корем. Здесь встречаются можжевельники, достигающие рекордной восьми–девятиметровой высоты! Когда-то здесь, по местным преданиям, жили овды – лесные существа, покрытые шерстью и с вывернутыми назад ступнями ног. Есть в этом овраге и любопытное местечко, называемое Камай-санга, где, по слухам, в определенное время суток можно наблюдать миражи.

Впрочем, достаточно побывать на Вятском Увале, чтобы понять: он и без всяких мистических тайн – настоящее чудо природы!

По материалам статей Александра Геннадьева и Александра Акшикова.